Современное село Бахилово располагается на правом берегу реки Волги, на территории Национального Парка «Самарская Лука». Первое упоминание о мордовском поселении относится к оброчной грамоте царя Бориса 1599-1600 г.г..
Бытовавшие названия мордовского села в разное время: Бахилов Буерак, Мордовская Бахилова, Бахиловка. Возникло как мордовское (мокша) поселение в первой половине 1660 годов. Название происходит от основного занятия жителей в зимнее время – пошив высоких кожаных сапог для рыбаков – бахил (деревянные колодки с натянутой наверху кожей).
Мокша (Бахилово – деревня мордовская) до середины ХХ века умудрялась сохранять свои «кереметища»: лесному божеству в Бахилово активно поклонялись вплоть до 1945 года. После войны, видимо, уже не до того стало. Хотя ленточки на волшебном дереве и сегодня можно увидеть собственными глазами.
Кереметь – это языческая богиня, мордовская «дриада». Кстати, славянского язычества на Самарской Луке отродясь не бывало. Славянские племена здесь появились не раньше XV-XVI века. Потому и шаманили у нас другие этносы, представители которых даже после процесса насильственного крещения свои исконные обряды не забыли.
В селе стояли два священных дерева — вяза. Сейчас этих вязов уже нет, только места известны, куда поклоняться ходили. Большинство этнографов полагают, что Кереметь следует считать все-таки женским божеством, которое на определенном этапе, возможно, в связи с наступлением патриархата, поменяло пол. Местные бабки и сегодня вспоминают, что вот, мол «была я молодая, ходили к дуплистому вязу молиться». Приносили жертву: обычно еду, становились на колени вокруг дерева, проводили обряд: «Общаться с высшими силами у вяза устраивались группами. Садились на колени лицом на восток. Женщины отдельно от мужчин. Самое почетное место отводилось пожилой уважаемой женщине. В этот день она была главной «жрицей». На молитвы уходило полдня, после чего селяне раскладывали угощение в месте ритуального пира – «девичьем саду»: ели суп, яичницу и молочную кашу. Мясо употребляли только парное, для чего забивали жертвенного барашка. Варили пиво, именуя его почему-то «девичьим квасом». Но пир был второй частью церемонии – сначала полагалось помолиться, попросить здоровья и благополучия себе и домочадцам, урожая на полях и богатого приплода для скотины… К вечеру уходили домой, унося с собой остатки пира. Дома пили пиво, веселились и стреляли в воздух…»
Некоторые ученые считают, что обожествлялись в самаролукских селах не сами деревья, а места, на которых они росли – так называемые «места силы». Деревья же выполняли роль своеобразных «антенн» – связных между двумя мирами. Коммунисты 20-х годов, разгромившие все окрестные православные храмы, языческие капища почему-то не тронули.
С проявлением богини Кереметь связывают местные жители и известные всем истории о летающих огненных шарах, которые здесь называют «эйвсь» или попросту «лятун». Некоторые считают эти шары, которые как раз из дупла священного дерева и появляются, вестниками смерти.
У местных жителей были популярны лесные промыслы, среди них -особенные, уникальные мастера по изготовлению детских игрушек: деревянные лошадки с хвостом из мочала и конского волоса на колесиках, а также музыкальных инструментов: балалайки 3-х струнные из кишков, скрипки – где струны из жил. Поселение имело свою Бахиловскую дровяную пристань в устье оврага на Волге. Несмотря на православное вероисповедание, мордва-мокша бережно хранят свои языческие традиции. В окрестностях села бьет родник Кереметь, а также два почтенных вяза: Алатезь (Ало тесэ – Здесь низ) и Верьтезь (Вере тесэ – Здесь верх), у которых совершались обряды и ритуалы.
В 1710 году указом Петра I село было передано во владения Александру Меньшикову. Но после его опалы, в 1738 году земли были конфискованы и возвращены прежнему владельцу. В ту пору население села описывалось как ясачное мордовское новокрещённое. В 1768 году указом Екатерины II село было передано во владения Орловых-Давыдовых и принадлежало их потомкам до 1917 года.
Промышленность в Бахилово была представлена асфальтовым и гудронным заводами. На рынок поставлялись асфальтовые брикеты для твердого дорожного покрытия, выпускалась асфальтовая мастика. В 1875 году инженером А.И.Иорданом была начата промышленная варка природного гудрона.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:«Бахиловские заводы в 6-ти верстах от Старой Отважной и в 7-ми от Сторожки графа Орлова-Давыдова, на границе удельной и графской земли; в последние 15 лет выстроены здесь три завода, единственные производители естественного гудрона в России. Два из них расположены на удельной земле, 3-й, наименьший – на графской. Все они вместе дают постоянный заработок, усиливающийся зимой, для 300 и 5 00 человек; рабочие по большей части из золоторотцев (босой команды), нанимаемых в Самаре. Общий оборот гудронного производства на 3-х заводах около 15 тысяч рублей, причем очень значительная доля приходится за арендную плату, за сырье – от 2-3 копеек с пуда, что дает владельцам земли доход с десятины до 10 или 15 тысяч рублей, смотря по толщине гудронного слоя. Заводы находятся в лесу, вдали от всех селений, и до их устройства местность была необитаема…»
После революции заводы были национализированы. А после того как гудрон стали получать как побочный продукт нефтеперегонки, разработки были закрыты за нерентабельностью. Кроме этого, жители были заняты заготовкой леса в леспромхозе.
В советское время совхоз-миллионер «Бахиловский» был подшефным предприятием АвтоВАЗа, всё, выращенное на его полях и свинокомплексе, шло в заводские столовые.